Барик на бильбобус, или Неповторимый шарм Страны Басков

Барик - это проездной, а бильбобусом зовется автобус в Бильбао.

Страна Басков - северный сосед моей Ла Риохи. Загадочный регион со сложной историей, в которой путаются даже местные жители. С языком Эускера, проихождение которого неизвестно ученым (склоняются к грузинским корням!). С людьми сдержанными и независимыми, но добрыми и с широкой душой. В общем, этот район стал моим магнитом в Испании. Два раза побывала в Бильбао и его пригороде, и вот настала пора совершить Большое Баскское Путешествие. У нас было 4 дня, минимальный бюджет, каучсерфинг и целое баскское побережье Атлантики. Мы - это я и EVS-коллега Ката из Каталонии. Рано утром в четверг я с рюкзаком за спиной и плеером, играющим бодрое испанское ска, выезжала в Логроньо. Оттуда - в Сан Себастьян (он же Доности на местном наречии), где мы должны были встретиться с Катой.

Город-пижон

Любой испанец скажет, что Сан-Себастьян - самый дорогой город Испании. Многие добавят - и самый красивый. Первое очевидно, а о вкусах не спорят. В чем Себастьяну не откажешь - это в неповторимом шарме. Внешне он похож на француза-южанина (скажем, из Ниццы). Элегантен, знает себе цену, легкомысленен и бесконечно галантен. Себастьян самым неожиданным образом исполнял все желания двух русских девушек, которые сначала присматривались и сопротивлялись, но потом окончательно поддались его обаянию. Желаете встретить закат с бутылкой баскского сидра, но у всех супермаркетов выходной? Вот вам по пути китайский магазинчик с целым прилавком сидра - выбирай не хочу. Как всегда не оказалось штопора в сумочке? В любом баре вам без вопросов откроют бутылку и пожелают приятного распития. Не успеваете на закат? Раскрасим небо в нежные цвета, зажжем огни на набережной - будет еще живописнее! А непредсказуемые атлантические волны будут пытаться унести ваш пикник в пучину океана - ну, чтобы вам не скучно было...

После - случайный бар, где случайно музыканты играли известные рок-хиты. Ночь в странном хостеле, оказавшемся обычной квартирой, где на рассвете хозяйка ругалась с мужем, не давая гостям продолжить сон. Но муж ее говорил голосом Кольдо из "8 баскских фамилий" и заставил нас, невольных слушателей, внимать богатству испанской ненормативной лексики. Потом она со своими тремя чемоданами, из-за которых, собственно, и разгорелся скандал, уехала отдыхать в Аликанте, и нам удалось доспать пару часов до встречи с Хави.

Хави - наш первый амиго с каучсерфинга в этом турне. Откликнулся на мой паблик трип на сайте и предложил "ун камино супербонито" по горам и побережью. Уйти в горы с неизвестным Хави? В Испании можно. И мы допивали кофе в Макдаке по соседству, когда на сверкающем БМВ прикатил этот этнический баск. Рюкзаки в багажник, мы на заднее сидение, спереди его кузен, и Хави порулил в горы. Нас четверо в машине, и мы говорим на четырех языках одновременно. Хави и Микель между собой на Эускера. Я и Ката - на русском. А друг с другом мы общались на испанском и английском. И при таком лингвистическом разнообразии мы, однако, сразу себя почувствовали командой)) Пара часов неторопливой прогулки по склонам гор с потрясающими видами на Доности. Узнала много интересного об этом таинственном регионе (конечно, и по Каталонии тоже прошлись - баски уже пережили этот период борьбы за независимость и испытывают особые чувства к каталонцам, Хави им, например, сочувствует). Получила несколько уроков этого страааанного баскского языка (читаешь названия станций метро, а кажется, что вызываешь демонов). Разговоры о футболе (Микель фанат местного Реал Сосьедад), о России, об алкоголе, о путешествиях. Потом назад в город, и такой же неторопливый обед (не могу не отметить - за счет Хави). На прощание вручили Хави матрешку. Оба планируют приехать в Россию. Один по работе, второй на футбол.

Продолжили гулять по городу-пижону. Нарядные прохожие-туристы, заполенные пляжи, красивые улочки... Дошли до знаменитой скульптуры Eduardo Chillido, символа Доности. Выполнили обязательный план и отправились в Ирун, где нас ждал Хесус.

Ирун, Ондаррибия и немного Франции

Первая ночь в самом дорогом городе Испании обошлась всего в 5 евро каждой - спасибо Букингу и его бонусам. Вторую ночь было решено провести в городке Ирун, что на самой границе с Францией - здесь нас ждал хост по имени Хесус. За 2 евро на электричке добрались до места назначения, было около 9 вечера, мы запрыгнули в машину к новому баску и поехали на неожиданную экскурсию. 10 минут езды - и мы в потрясающем городе, о существовании которого 10 минут назад и не подозревали. Ондаррибия. Архитектура и атмосфера - просто космос. Отужинали свежими мидиями и txakoli (что-то между вином и сидром, местный напиток). В полночь бродили по старому городу, поднимались на стены замка, который видел еще Наполеона, и это было похоже на сон. Снова интересные рассказы про историю Euskal Herria (Страну Басков) и ее борьбу за независимость, конечно обсуждение Каталонии (Хесус их осуждает, уверен,  в отличие от басков, которые хотели независимости по зову сердца, каталонцы просто не хотят делиться деньгами с Мадридом). А потом - почему бы и нет - мы поехали во Францию. Как честные девушки мы предупредили Хесуса, что у Каты нет пока европейских документов, а значит во Франции она будет нелегалом)) Но в Европе границы нараспашку. Еще 10 минут - и мы во французском городке Эндайя. Стоим на огроооомном пустынном пляже. Ночь.

Сан-Себастьян (не отпускает)

Через час все же добрались до дома Хесуса, где нас ждала отдельная комната с маленькой кроватью на двоих. Зато в тишине. В 9 Хесус напоил нас кофе с тостом, сам поехал на тренировку, а нас отвез в центр маленького и не особо интересного города Ирун. Мы-то сюда приехали просто, чтобы не платить за ночлег, ну и заодно поставить еще одну отметку на карте Испании, но... все намнооого превзошло ожидания)) Дальше нас ждал Бильбао, моя любовь с первого взгляда. Но город-пижон Сан-Себастьян решил нас вернуть! Оказалось, что все места в нашем автобусе раскуплены. Словно весь крошечный Ирун решил в это утро уехать в Бильбао. Впервые оказалась в такой ситуации, всегда спокойно покупала билеты перед самым отправлением. Пришлось возвращаться в Доности на ЭускоТрене (электричке) и продолжать наслаждаться этим особенным городом со своим баско-испано-французским шармом. Тем временем в Бильбао заканчивался футбольный матч Атлетик-Севилья, и наш новый хост Кристиан был готов нас встретить и продолжить знакомить с удивительно Страной Басков...

Бильбао - Бакио - Гастелугатче

Бильбао в этот день был окрашен в красно-белые цвета своего клуба. "Привет, я Кристиан. Кстати, мы выиграли!" - подошел ко мне наш новый каучсерфинг амиго (фанат Атлетик, фотограф-оператор, заядлый путешественник и просто приятный баск). Я доедаю тортилью с пивом, ждем Кату и прыгаем в машину, где уже сидит его аргентинский друг Начо. Едем неизвестно куда, но там есть море, скалы и на подходе очередной закат (осталось раздобыть сидр). Городок назывался Sopelana и Кристиан не подвел - солнце живописно садилось за горы, и мы бродили по пустынным пляжам, а наш хост рассказывал интересные истории вроде той, как его однажды похители в Мексике..О_о

А дальше нас ждал красавчик Гугенхайм - один из самых посещаемых музеев мира, главным экспонатом которого, думаю, является само здание. 20 лет назад его появление перевернуло судьбу Бильбао, превратив его из страшной промзоны в один из самых привлекательных городов Испании ("Эффект Бильбао" теперь называется этот феномен). Но не разглядывать экспонаты современного искусства мы туда направлялись! А лицезреть уникальное световое шоу на стенах музея, посвященное собственно этому 20-летнему юбилею. Всё пространство перед ним было забито людьми, но наш Кристиан знает места. Через 10 минут мы оказались на горе, с которой открывался чудесный вид на представление. Наш сидр был открыт тем же методом, что и в Доности два дня назад (в этот раз бармен просто уже подарил нам штопор, но Кристиан все же вручил ему за это деньги). И мы любовались шоу, то и дело поднимая тосты за то и се, в то время как наш баскский друг нелегально пилотировал свой бильбобус  дрон (испанские законы запрещают дроны в черте города).

После шоу мы направились в новые края, а именно - прибрежную деревушку Бакио, что совсем рядом с главной целью нашего путешествия и моей большой мечтой - Сан Хуаном де Гастелугатче, известным также как остров Драконий Камень из сериала Игры Престолов. Никто из нашей компании не видел ни одной серии этого хита, но бомбический пейзаж нас всех манил. Добираться туда на общественном транспорте - тот еще квест, к счастью Абсолют услышал мой запрос и послал баска с машиной, живущего рядом с этим местом и желающего нам его показать (а также все ближайшее побережье). Ах, Испания, что ты со мной делаешь! ("Мы не в Испании, мы в Стране Басков!")

В два ночи мы все еще ужинали приготовленной Кристианом пастой (вообще, баски считают басков лучшими поварами в мире, и уверены, что мужики готовят куда лучше женщин) и смотрели клипы Ленинграда, знакомя ребят с русской культурой и традициями. А потом уснули под громкий шум прибоя и завывание океанского ветра (в этот раз нас с Катой ждала отдельная комната с большоооой кроватью).

Утро осуществило мою мечту - мы поднялись к Гастелугатче, этой часовне на скале в море. В колокол на ней можно ударить три раза, загадав три желания. Настолько я была впечатлена, что лишь могла сказать ему "Спасибо!". Просто спасибо.

Перед возвращением в Бильбао Кристиан завез нас в еще одну живописную и горячо любимую им деревушку Мундака. А в Бильбао доставил прямо к Гугенхайму, у которого нам нужно было сделать обязательные фото со знаменитым пауком, шариками и цветочной собакой (не сделал этих фото - в Бильбао не был). Пара часов оставалась на прогулку по городу и вот я и Ката уже на автостанции, покупаем билеты и вместе возвращаемся в Логроньо - но почему-то в разных автобусах (кассиру надо завязывать с кофе!!) Приезжаем почти одновременно, я уже почти дома, а Ката ожидает блаблакар, который вернет ее в Каталонию. Пьем кофе на прощание, находим ее машину, обнимашки и до новых встреч! (Мы были хорошей командой)))

Итог

За эти 4 дня благодаря каучсерфингу мы так и собрали эти пресловутые "8 баскских фамилий". 4 новых знакомых баска, у каждого по две фамилии - и вуаля. Без этих ребят наше путешествие не смогло бы оказаться таким насыщенным и приятным! Эскеррик аско! Агур, Эускади! Увидимся!!

Читать предыдущее: Mi casa, mi gente